sovety logopeda

Чтобы ваш ребенок говорил правильно!

В последнее время все большее число детей нуждается в услугах логопеда. Зачастую родители запоздало обращают внимание на проблемы. Как не упустить возможность исправить недостатки речи, расскажет вам учитель-логопед МБДОУ Д/С  Ольга Ивановна Чернявская.

В норме уже к 5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки речи. Если к этому возрасту возникли проблемы хотя бы с одним звуком, ребенка стоит показать логопеду. Также сходить на прием необходимо к моменту поступления в школу, даже если родители уверенны, что ребенок правильно произносит все звуки.

Часто родители не слышат дефектного произношения какого-либо звука или группы звуков. Они привыкают к своеобразному произношению и принимают отклонение за норму.

В процессе диагностики может выясниться, что ребенок страдает не только неправильным звукопроизношением, но ещё и нарушением фонематического восприятия, то есть не различает определенные группы звуков, смешивает или просто не слышит их. Дети, которые по каким-либо причинам не ходят в детский сад, часто обладают низким словарным запасом. Ребенок должен знать времена года, их отличительные признаки, различать фрукты и овощи, одежду и обувь, диких и домашних животных, птиц, насекомых. Часто дети неправильно называют детенышей животных: «коровенок» вместо «теленок», «жеребенок» становится просто «лошадкой», а «ягненок» - «овечечкой».

Речевая готовность ребенка к школе заключается ещё и в том, что он должен различать звуки, определять первый и последний звуки в слове, уметь считать их количество, сливать в слог.

В последнее время увеличилось число детей с дизартрическими проявлениями, у них проявляются органические поражения центральной нервной системы – это результат воздействия различных неблагоприятных факторов на мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития.

Некоторые родители приводят на консультацию трехлетних детей, жалуясь, что ребенок молчит, хотя все понимает. В таком возрасте надо играть с ребенком, стараться активизировать язычок и губки. Важно развивать пальчики малыша, играя во все возможные пальчиковые игры, мозаику, шнуровку.

Непосредственно постановкой звукопроизношения, логопед начинает заниматься с ребенком с 4,5- 5 лет. Конечно, можно пытаться исправить звукопроизношение в любом возрасте, но самое оптимальное время – дошкольный и младший школьный возраст.

Результатом несвоевременного обращения могут быть плохие отметки в школе по русскому языку. Иногда за ошибки в грамматике принимают чисто логопедические нарушения: нарушение фонематического слуха (с-ш, з-ж, т-д), зрительного восприятия (п-т, б-д), нарушение слоговой структуры слова (перестановки, пропуски букв и слогов, добавление). Эти нарушения исправить может только логопед.

 

Срочно на прием к логопеду, если:

12 месяцев – ребенок мало лепечет.

18 месяцев – не понимает простых слов (своего имени, названий окружающих предметов); не способен выполнить простейшие просьбы (иди сюда, сядь и т.д.).

2 года – использует несколько отдельных слов, не пытается повторять слова.

2,5 года – не знает названия окружающих предметов и частей тела, не может указать на знакомый предмет. Не умеет составлять фразы из 2 слов («дай молока»).

3 года – не говорит простых предложений, не понимает простых объяснений и рассказов о событиях в прошлом или будущем.

4-5 лет – не произносит, неправильно произносит ряд звуков или отдельные звуки в словах.

Определенный уровень умственного и эмоционально-волевого развития ребенка послужит залогом для скорейшей социальной адаптации и учебы ребенка.

 

Распространенная ошибка родителей, что они уделяют самостоятельному обучению ребенка недостаточно времени. С ребенком нужно заниматься каждый вечер и тогда результат не заставит себя ждать.

 

docЗдоровьеформирующие технологии учителя-логопеда Чернявской О.И.

pdfСоветы логопеда

docАртикуляционные упражнения

docРазвитие мелкой моторики у детей с нарушением речи

docДля родителей детей раннего возраста